Я иду на урок

Из опыта работы с одарёнными детьми

 

    Учитель Константинова Т.Г.

 

    Работа с одарёнными детьми является одной из самых важных в работе каждого учителя математики. Заметить, выявить способного ребёнка не всегда просто, это довольно длительный процесс.  Для этого надо пристально наблюдать за его пристрастиями, успехами маленькими победами в учёбе, начиная с самого раннего возраста. Причём эти способности,  увлечения и пристрастия вполне могут поменяться, смениться другими.

    Учитывая все эти факторы, в своей работе , начиная с пятого класса, я использую  систему  математических марафонов. Эти марафоны потому и называются «марафонами», что они рассчитаны даже не на один год, а на три-четыре года. Участвовать в марафоне может каждый учащийся, причём совершенно добровольно. Лучше всего, конечно, начать с самого начала, но можно включиться в работу  и на любом этапе марафона. Задания  каждого тура математического марафона состоят из пяти задач. Все задачи относятся к числу нетрадиционных задач по математике.

    Каждый понедельник задания очередного тура марафона вывешиваются на доске объявлений. И каждую субботу работы сдаются на проверку и оценивание результата. Затем на занятиях математического кружка разбираются все задачи прошедшего тура, при этом предлагается выступить тем учащимся, которым удалось найти наиболее интересные  решения. Как правило, родители активно включаются в этот марафон, и многие из них усиленно помогают своим детям, но я этому только радуюсь: во-первых, есть общее дело у детей и родителей, во-вторых, передаётся опыт родителей своим детям, в-третьих, дети всё-таки разбираются с непокорной задачей.  При разборе решений задач особенно приветствуются  и поощряются нетрадиционные подходы к их решению.

 Результаты всех туров тщательно фиксируются, идёт их накопление. В результате уже за первый год работы в таком режиме у ребят накапливаются решения около 100 нетрадиционных задач по математике повышенной сложности. Некоторые учащиеся прекращают своё участие в этом марафоне,  кто-то теряет интерес, но гораздо больше  таких, которые всерьёз увлекаются этой работой. Постепенно они  отказываются от помощи родителей, проявляют большую самостоятельность при решении задач, и это  тот результат, к которому стремился учитель, начиная всю эту работу.

   По окончании учебного года  объявляются победители этого престижного марафона, вручаются грамоты и подарки. Этот марафон продолжается в течение 5, 6, а затем и 7, и даже  8 класса. Совершенно справедливо, что именно из числа этих учащихся  вырастают призёры школьных олимпиад по математике.  Результаты этой кропотливой работы дают себя знать  в 9 классе, когда учащиеся  участвуютне только в школьных, но и в городских олимпиадах, на которых показывают хорошие результаты и завоёвывают призовые места.

 

При составлении текстов заданий  марафонов была использована следующая литература:

 

  •        Н.П. Кострикина “Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов”  Москва, Просвещение 1991

  •        Б.А.Кордемский., А.А.Ахадов “Удивительный мир чисел” Москва, Просвещение 1986

  •        Ф.Ф.нагибин., Е.С.Канин “Математическая шкатулка” Москва, Просвещение 1984

  •        М.В.Возлинская “Задачник. Нестандартная математика в школе” Москва, “Лайда” 1993

  •        С.Н.Олехник, ЮВ.Нестеренко, М.К.Потапов “Старинные занимательные задачи” Москва, Наука 1988

  •         А.В.Спивак “Математический праздник” МЦНМО, ТОО “ТЕИС” 1995

  •         С.А.Дориченко, И.В.Ященко “57 Московская математическая олимпиада” Москва 1994

  •        Задачи международного математического конкурса-игры КЕНГУРУ

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz