Учитель Константинова Т.Г.
Работа с одарёнными детьми является одной из самых важных в работе каждого учителя математики. Заметить, выявить способного ребёнка не всегда просто, это довольно длительный процесс. Для этого надо пристально наблюдать за его пристрастиями, успехами маленькими победами в учёбе, начиная с самого раннего возраста. Причём эти способности, увлечения и пристрастия вполне могут поменяться, смениться другими.
Учитывая все эти факторы, в своей работе , начиная с пятого класса, я использую систему математических марафонов. Эти марафоны потому и называются «марафонами», что они рассчитаны даже не на один год, а на три-четыре года. Участвовать в марафоне может каждый учащийся, причём совершенно добровольно. Лучше всего, конечно, начать с самого начала, но можно включиться в работу и на любом этапе марафона. Задания каждого тура математического марафона состоят из пяти задач. Все задачи относятся к числу нетрадиционных задач по математике.
Каждый понедельник задания очередного тура марафона вывешиваются на доске объявлений. И каждую субботу работы сдаются на проверку и оценивание результата. Затем на занятиях математического кружка разбираются все задачи прошедшего тура, при этом предлагается выступить тем учащимся, которым удалось найти наиболее интересные решения. Как правило, родители активно включаются в этот марафон, и многие из них усиленно помогают своим детям, но я этому только радуюсь: во-первых, есть общее дело у детей и родителей, во-вторых, передаётся опыт родителей своим детям, в-третьих, дети всё-таки разбираются с непокорной задачей. При разборе решений задач особенно приветствуются и поощряются нетрадиционные подходы к их решению.
Результаты всех туров тщательно фиксируются, идёт их накопление. В результате уже за первый год работы в таком режиме у ребят накапливаются решения около 100 нетрадиционных задач по математике повышенной сложности. Некоторые учащиеся прекращают своё участие в этом марафоне, кто-то теряет интерес, но гораздо больше таких, которые всерьёз увлекаются этой работой. Постепенно они отказываются от помощи родителей, проявляют большую самостоятельность при решении задач, и это тот результат, к которому стремился учитель, начиная всю эту работу.
По окончании учебного года объявляются победители этого престижного марафона, вручаются грамоты и подарки. Этот марафон продолжается в течение 5, 6, а затем и 7, и даже 8 класса. Совершенно справедливо, что именно из числа этих учащихся вырастают призёры школьных олимпиад по математике. Результаты этой кропотливой работы дают себя знать в 9 классе, когда учащиеся участвуютне только в школьных, но и в городских олимпиадах, на которых показывают хорошие результаты и завоёвывают призовые места.
При составлении текстов заданий марафонов была использована следующая литература:
-
Н.П. Кострикина “Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов” Москва, Просвещение 1991
-
Б.А.Кордемский., А.А.Ахадов “Удивительный мир чисел” Москва, Просвещение 1986
-
Ф.Ф.нагибин., Е.С.Канин “Математическая шкатулка” Москва, Просвещение 1984
-
М.В.Возлинская “Задачник. Нестандартная математика в школе” Москва, “Лайда” 1993
-
С.Н.Олехник, ЮВ.Нестеренко, М.К.Потапов “Старинные занимательные задачи” Москва, Наука 1988
-
А.В.Спивак “Математический праздник” МЦНМО, ТОО “ТЕИС” 1995
-
С.А.Дориченко, И.В.Ященко “57 Московская математическая олимпиада” Москва 1994
-
Задачи международного математического конкурса-игры КЕНГУРУ